Автор: Жумбекова Л.Т.,
руководитель театрального кружка «Новая жизнь»
Целью театрального кружка является формирование представления о театре, как о виде искусства, развитие творческих способностей и эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства. В процессе работы с детьми стараемся способствовать развитию творческого потенциала ребёнка, обучить навыкам коллективного взаимодействия и общения, привить интерес к театральной культуре.
В кружке занимаются 20 учащихся начальных классов. Первые занятия начинаются с бесед на тему: «Что такое театр», какие бывают виды театра, ребята познакомились с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства (живописи, скульптуры, литературы), узнали о профессиях в театре (актёр, художник, композитор), о том, как создаются театральные декорации.
На занятиях по технике речи дети учились пользоваться различными интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо, строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнёра. Также на занятиях были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Этюды помогали ребятам осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствовали формированию самоконтроля, повышали уверенность в себе.
Дети учились строить диалоги между героями, развивали связную речь, расширяли образный строй речи, учились распределять роли. Были созданы максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у обучающихся. Специально организованные театрализованные занятия позволили сформировать партнерские отношения у ребят.
Обучающиеся познакомились с различными видами театров: теневой, настольный, пальчиковый, плоскостной, театр масок, мягкая игрушка. Велась работа над развитием творчества, детям предлагались театрализованные игры, сценки, где они могли показать свои артистические возможности. С помощью учителей начальных классов на больших переменах организовывались чтение, изображение иллюстраций по прочитанному и показ инсценировок знакомых сказок.
Дети любят посещать библиотеку, т.к подбор материала постановки побуждает их к самостоятельной постановке, утверждению роли, выбору декораций. Ребята осваивают сценическое мастерство, культуру и технику речи, этюды и эпизоды, работают над оформлением спектакля, изучают азбуку театра, историю про театр. Могут с помощью мимики передавать эмоциональное состояние героев произведений (грусть, радость, огорчение, смех, горе и т. д.), умеют, эмоционально изменяя силу голоса передавать образ персонажа. Работа строится на игровых приемах, с использованием социоигровых методов, используются разные формы организации детской активности. Дети с удовольствием общаются между собой, тем самым создавая максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности, продолжается работа над развитием творчества, детям предлагались театрализованные игры, сценки, где они могут показать свои артистические возможности. Вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих способностей: создаются ситуации выбора, организуются сотворчества в детском коллективе, используются технологии развития творческого мышления. Дети с удовольствием посещают театральные постановки.
Коллективное посещение и просмотр замечательной театрализации по мотивам сказки немецкого писателя, автора популярных детских произведений Отфрид Пройслера «Маленькая Баба-Яга», поставленного труппой Западно-Казахстанского драматического театра имени А. Островского – это отличный способ провести время вместе и важный шаг в развитии ребёнка. Театр – волшебное место, дети там могут погрузиться в мир искусства, расширить свои горизонты и развивать фантазию и воображение. испытать широкий спектр эмоций: грусть и радость, страх и восторг. Это может помочь развить их эмоциональный интеллект и способность лучше понимать и управлять своими чувствами. Посещая театр, дети имеют возможность наблюдать за взаимодействием актеров на сцене, их мимикой, жестами и речью. Это помогает развивать коммуникативные навыки и улучшить способность выражать свои мысли и чувства. Посещение театра с детьми — это прекрасная возможность для развития и познания нового. Обсуждение их впечатлений помогло закрепить увиденное и обогатить опыт.
По плану театрального кружка среди учащихся 2–х классов проведён конкурс инсценирования сказок «Красны сказки не письмом, а красны смыслом». Большую работу по подготовке оказали классные руководители и родители: яркие костюмы, прекрасные декорации, подбор музыки, песен и слайдов к сюжетам сказок, разучивание слов, отработка умений держаться на сцене, выражение эмоций – всё это восхитило гостей нашего мероприятия. Очень сложно пришлось жюри, которое оценивало игру второклассников. Все участники сказочного мероприятия были отмечены дипломами по номинациям.
Работа театрального кружка продолжается и конечно же, придерживаясь пословицы «Чтение – лучшее учение», прививаем детям любовь к чтению, любовь к театру, любовь к культуре.